Wednesday, December 29, 2010

Как продвигать e-government?

С насутпающим Вас! Всех благ! Несколько мыслей пришли в голову...

Электронное правительство само по себе близким народу не станет. Да, умники-айтишники накропают портал госуслуг, а чиновников притащат за хобот им пользоваться. А вот население с "бухты-барахты" - ни с того, ни с сего - госуслугами пользоваться не начнёт.

Требуются компании в масс-медиа, которые бы просто и доходчиво объясняли народу - что такое госуслуги и "куда идти". "Что" и "где взять" - как ими начать пользоваться.

Переместимся в виртуальный Казахстан: «Бегай по клавишам, а не по кабинетам» – стенды с такими лозунгами, рекламирующими преимущества «электронного правительства», в последние несколько месяцев заполонили улицы Астаны и Алматы. Настойчивое продвижение «e-gov», начатое Министерством связи и информации, уже принесло свои плоды: количество посетителей портала выросло в сотни раз, а электронных справок выдано в 75 раз больше, чем в 2009-м! Поистине завершающийся год можно назвать прорывным в развитии «e-government». Подробнее о казахском опыте тут. На мой взгляд, казахский опыт - это то, что сегодня применимо в России. Нужен аутдоор, баннеры-постеры, нужны рекламные компании в масс-медиа. И e-government продвинется!
При переходе от информационных услуг - когда на портале госуслуг просто вывешена информация о них - на новый уровень игры, к услугам трансакционным население и вовсе растеряется. Ведь это непросто - обратимся к эстонскому опыту.
Обучение пользованию Сетью, которое поддерживалось государством было многоэтапным:
1. В далёком 1997 стартовал проект "Прыжок тигра" (tiigrihüpe). За смешным названием скрывалось обучение тогдашних школьников и студентов, нынешнего е-поколения
2. В 1999 году за названием проекта "деревенский путь-1" (külatee-1) скрывались приличные инвестиции в то, чтобы в каждом населённом пункте страны, "интернет был".
3. К 2001 году, на второй стадии проекта, в каждом населённом пункте -например в библиотеке или почте - открылась "точка доступа" в Сеть.
4. В 2002 году для обучения пользованию и популяризации было создано некоммерческое общество VaataMaailma SA, которое занялось продумыванием, реализацией и координацией как самих по себе образовательных проектов, так и продвижением электронного государства в частности.
Первым же проектом стало обучение 10% населения страны пользованию Сети Интернет в 2002-2004 годах. Не все проекты оказались успешными, не все идеи сработали, будем искренни. В знании оправданности трат, в способности предсказать результаты и заключаются наш опыт!
Массовые проекты в нашей стране становятся достоянием прошлого, и теперь приходится обучать людей, которые по каким-либо причинам "отстали от жизни", то есть ранее по причине занятости или какой-либо иной освоить пользование Сетью не успели. А ведь быть е-гражданином зачастую означает быть успешным!

Переносясь в настоящее время можно сказать, в этом году завершилось сразу несколько паралельных. связанных друг с другом проектов:
1. Центр помощи пользователям ID-карточкой, с 02.2009 по 02.2010 и
2. Общественные центры обучению е-услугам, 07.2009-03.2010 и
3. Передвижной (мобильный) учебный стенд ID-карта, 04.2009-04.2010 и
4. Интерактивная среда электронного гражданина, 04.2009-04.2010...

Ведь в настоящее время основной прирост аудитории пользователей Сети (=госуслуг) приходится за счёт людей 45-55, даже более возрастной аудитории, а потому приходится "идти в люди". Показывать населению как правильно пользоваться и обучать людей на курсах и тренингах, проводимых ближе к людям - в разных точках страны. Благие цели, полезная работа. Риспект!

No comments:

Post a Comment